ДЦП бывает трех групп.
Первая
группа
– ДЦП истинный, не приобретенный.
Заболевание наследственное, врожденное,
первичное, когда на момент рождения
ребенка мозг его действительно глубоко
поражен генетическими нарушениями или
нарушениями эмбрионального развития.
Он недоразвит, меньше по размеру и
объему, менее выражены извилины мозга,
недоразвита кора головного мозга, нет
четкой дифференциации серого и белого
вещества, есть ряд других анатомических
и функциональных нарушений головного
мозга. Это и является первичным, т.е.
истинным детским церебральным параличом.
Мозг на момент рождения биологически
и интеллектуально неполноценен,
парализован.
Первичный
детский церебральный паралич формируется
вследствие:
1)наследственных причин;
2)действия различных неблагоприятных факторов во время эмбрионального (внутриутробного) развития ребенка;
3)тяжелой родовой травмы, чаще несовместимой с жизнью.
Но если такого ребенка чудом оживили и спасли – остается несовместимое с нормальным развитием состояние головного или спинного мозга.
Таких детей около 10%.
1)наследственных причин;
2)действия различных неблагоприятных факторов во время эмбрионального (внутриутробного) развития ребенка;
3)тяжелой родовой травмы, чаще несовместимой с жизнью.
Но если такого ребенка чудом оживили и спасли – остается несовместимое с нормальным развитием состояние головного или спинного мозга.
Таких детей около 10%.
Вторая
группа
– ДЦП истинный, но приобретенный. Детей
с таким диагнозом тоже около 10% . Это
дети с приобретенным характером
нарушений. Среди причин – тяжелая
родовая травма, например, глубокое
кровоизлияние во время родов с гибелью
участков головного мозга, либо травмирующее
воздействие ядовитых веществ, особенно
наркоза, а также тяжелое инфекционное
поражение мозга с гнойным менингоэнцефалитом
и пр. такие серьезные причины, воздействуя
на головной мозг и нервную систему
ребенка, формируют тяжелую картину ДЦП,
но они имеют уже не наследственный и
эмбриональный характер, в отличие от
первой группы больных ДЦП, а приобретенный.
Несмотря на тяжесть поражения, дети
могут быть адаптированы к самостоятельному
передвижению и самостоятельной ходьбе
так, чтобы впоследствии они могли себя
обслуживать. Возможна их бытовая
реабилитация, чтобы их перемещение было
самостоятельным, чтоб их не нужно было
носить на руках, так как стареющим
родителям это делать невозможно, а тело
детское вырастает до значительного
веса мужчины или женщины.
Третья
группа
– ДЦП неистинный приобретенный. Это
ложный, псевдо-ДЦП, или вторичный,
приобретенный ДЦП-синдром, гораздо
более многочисленная группа. На момент
рождения в данном случае головной мозг
у детей был биологически и интеллектуально
полноценным, но в результате действия,
прежде всего, родовых травм появились
нарушения в различных отделах головного
мозга, приводящие к последующей
парализации отдельных функций. 80% детей
страдают приобретенным ДЦП. Внешне
такие дети мало отличаются от детей с
истинным ДЦП, кроме одного, - у них
сохранен интеллект. Поэтому можно
утверждать, что все дети с умной головой,
с сохранным интеллектом, никогда не
являются детьми с истинным ДЦП. Именно
поэтому все эти дети весьма перспективны
для восстановления, так как причиной
ДЦП-подобного синдрома у них явилась в
основном родовая травма – тяжелая или
средней степени тяжести.
Кроме родовых травм, причиной вторичного (приобретенного) ДЦП является кислородное голодание головного мозга во время беременности, негрубые кровоизлияния в мозг, воздействия отравляющих веществ, физических неблагоприятных факторов.
Кроме родовых травм, причиной вторичного (приобретенного) ДЦП является кислородное голодание головного мозга во время беременности, негрубые кровоизлияния в мозг, воздействия отравляющих веществ, физических неблагоприятных факторов.
Кроме
диагноза ДЦП стоит остановиться на
диагнозе «угроза ДЦП». Он ставится в
основном на первом году жизни ребенка.
При этом необходимо учесть: пока не
выявлены основные причины парализации
нервной системы, опорно-двигательного
аппарата, пока не проведено современное
комплексное обследование ребенка и
пока не наступили нормальные, естественные
сроки появления ходьбы, нельзя
преждевременно ставить диагноз «угроза
ДЦП». О таких детях до одного года
необходимо много хлопотать прежде всего
родителям, консультировать их в самых
лучших центрах, у самых лучших врачей
для того, чтобы окончательно разобраться
в перспективах развития подобного
заболевания у ребенка.
Важную
и многочисленную группу больных с
диагнозом ДЦП составляют дети с так
называемым вторичным ДЦП, то есть
первично на момент рождения этим детям
не было оснований ставить диагноз «ДЦП».
Природа таких заболеваний не создает.
Откуда же они берутся? Оказывается, все
эти дети лишь с ДЦП-подобными заболеваниями,
с последствиями родовых травм или
воздействия других патологических
факторов. Но вследствие неправильного
лечения к 7-10 годам они становятся детьми
со вторичным ДЦП – абсолютно
неперспективными, с необратимыми
функциональными нарушениями, с
медико-биологическими последствиями,
то есть глубокими инвалидами. Эта группа
детей полностью лежит на совести врачей.
В силу разных причин к ним годами
применяли схему лечения ДЦП, не выясняя
истинных причин развития двигательных
нарушений и других расстройств. Как для
лечения ДЦП, использовали сильнодействующие
лекарственные средства, поражающие
мозг, назначали неадекватные физиопроцедуры,
прежде всего, электропроцедуры, применяли
мануальную терапию без обоснований ,
назначали активный массаж тех участков
тела, где он нежелателен, использовали
методы обкалывания, как при лечении
истинного ДЦП, методы электростимуляции,
назначали препараты гормонального
характера и т.д. Таким образом, неправильное
лечение, проводимое годами (5, 7, 10 лет)
формирует большую группу инвалидов со
вторичным детским параличом. Данная
группа детей является большим грехом
современной медицины. Прежде всего,
детской неврологии. Родителям необходимо
об этом знать, чтобы не допустить в нашем
обществе формирования и дальше такой
группы больных, как дети с ДЦП неистинного,
приобретенного, вторичного характера.
При правильной современной диагностике,
при правильном реабилитационном лечении
все эти дети могут восстановиться до
нормального состояния, т.е. они могут
осваивать определенную рабочую
специальность в зависимости от возраста
и срока начала адекватной реабилитации.